Тахограф в России – миф или реальность

Руководителям автотранспортных предприятий и собственникам коммерческого автотранспорта требуется эффективность работы автопарков. Тахограф оптимизирует труд водителя, исключает воровство топлива и неучтённые рейсы. Для чего нужен этот прибор, какие разновидности используются сегодня?

Тахограф на службе экономики

В начале 20 века в Европе встал вопрос об оптимизации работы автотранспорта. Требовалось разрешить основные проблемы:

  • график работы водителей;
  • простои транспорта;
  • воровство топлива;
  • неучтённые рейсы.

Установка тахографа решила эти вопросы. Первые приборы фиксировали только время суток, время работы с включенным двигателем и скорость автомобиля в привязке к человеку. Но и этой информации было достаточно, чтобы отследить загруженность подвижного состава. Водители стали дисциплинированными. За счет снижения затрат появилась возможность повысить оплату труда, одновременно ужесточив ответственность за нецелевое использование автомобиля.

Ещё одним достоинством фиксации работы транспорта стала возможность использования тахограмм для аналитики аварийности. При возникновении ДТП считывались данные о психофизическом состоянии водителя с учетом чередования работы и отдыха. Учитывался скоростной режим и манера управления транспортным средством. По результатам исследования карты для тахографа проводилась разъяснительная работа с сотрудниками. В результате после установки прибора снижалась и аварийность.

Эволюция тахографа – от механики к электронике

Первые приборы были электромеханическими. Безусловно, установка такого оборудования — большой прогресс. Крупные перевозчики заказывали усовершенствованные версии, которые учитывали степень нажатия акселератора, условия работы трансмиссии, режим использования тормозной системы. Это позволило не только учитывать пробег, но и косвенно оценивать степень загрузки. Ведь груженый автомобиль двигается на пониженных передачах, водитель чаще переключается и сильнее воздействует на педаль газа.

Учитывая положительный опыт применения, Еврокомиссией было принято решение об обязательном оснащении средствами контроля режима труда и отдыха водителей грузовых автомобилей категорий N2 и N3, а также автобусов M2 и M3. С 3 августа 1996 года в России также начали внедрять программу установки этих систем.

Электронный тахограф – пропуск в международные перевозки

Пока российские заводы думали, как начать оснащение новых автомобилей тахографами, Евросоюз в 2006 году утвердил новые правила ЕСТР, согласно которым на новые автомобили теперь ставятся только электронные приборы учёта. Стоит отметить, что установка тахографов чётко регламентирована. Единственный минус – это крайне высокая стоимость оборудования. Огромный плюс – это использование карты водителя. То есть ведётся персонализированный учёт рабочего времени. Особенно это актуально для сменных водителей.

Производят современные приборы 4 завода:

  • Siemens – VDO, занимающий 68% рынка;
  • Efas, производящий приборы с отдельным печатающим модулем;
  • Stoneridge и Actia, практически не встречающиеся в нашей стране.

Отметим, что, несмотря на некоторые разногласия, производители достигли соглашения в области совместимости приборов (разъёмы, протокол, программное обеспечение).

А мы пошли своим путём. Поэтому требования к оборудованию лояльнее, но они не соответствуют Европейской Конвенции. Что это значит? А это значит, что грузовик, оснащённый в соответствии с российскими правилами, не имеет права выезжать даже в Белоруссию и Казахстан, не говоря уже о Европе.

Российские приборы, а их выпускается уже 4 варианта, имеют ряд преимуществ. Они поддерживают спутниковую систему Глонасс, им не нужен встроенный принтер, габариты устройства стандартизированы под размер магнитолы 1 DIN. Внутренние перевозчики выбирают прибор по своему усмотрению: тахограф Меркурий - 001, Касби, Штрих, Атол. Наличие СКЗИ (криптозащиты) по состоянию на 2015 год не обязательно.

В РФ за отсутствие прибора водитель заплатит штраф 1000 рублей, а организация – 3000. Конечно, эту сумму нельзя сравнивать с европейским штрафом в размере 4000 долларов.

Подводя итог, сделаем выводы. Если ваша компания перевозит грузы или пассажиров по России, вы можете использовать любой тип тахографа. При закупке нового транспорта имеет смысл установить тахограф с СКЗИ.

В случае, если ваш бизнес – международные грузоперевозки (пусть даже в страны Таможенного союза), то вам необходимо установить цифровой тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР. Помимо этого, нужно иметь членство в АСМАП и обучить водителей. Только после этого УГАДН выдаст вам карточку допуска.