Начавшаяся в 2014 году «тахографизация» грузовиков и автобусов превратилась в испытание нервов для владельцев указанных транспортных средств. Не успели грузоперевозчики смириться с необходимостью установки технических средств фиксации режима труда и отдыха, как грянул гром в виде Приказа Минтранса, обязавший уже к лету 2016 года переоборудовать автомобили цифровыми тахографами. И вот час Х всё ближе, а вопросов всё больше.
Кого коснулись законодательные акты Минтранса
Несмотря на то что в законе ясно прописано, какие транспортные средства и кому необходимо оснастить приборами, регистрирующими параметры движения автомобиля, до сих пор не все автовладельцы до конца поняли туманные законодательные инициативы. Поэтому еще раз буквально в двух словах разъясняем — установка тахографов выполняется на принадлежащие физическим и юридическим лицам грузовые автомобили:
- массой от 3,5 до 12 т;
- массой от 12 до 15 т;
- массой свыше 15 т (при осуществлении международных перевозок);
- автобусы с количеством посадочных мест от 8;
- использующиеся для перевозки опасных грузов.
Но еще большую путаницу внесло требование об использовании навигационно-криптографического модуля СКЗИ. И вот почему.
При чем тут ФСБ?
Чтобы модуль СКЗИ начал исправно записывать информацию, его необходимо активировать. Занимаются этим вопросом мастерские, получившие лицензию ФСБ РФ. Такой строгий подход к лицензированию объясняется тем, что производство и реализация криптографических устройств регламентируются военной прокуратурой и службой госбезопасности.
Это означает, что работа прибора и все зафиксированные им данные оказываются под действием закона о «Государственной тайне», следовательно, автомобили с тахографами, оборудованными блоками СКЗИ не могут выезжать за пределы Российской Федерации. Даже на территорию сопредельных государств, членов Таможенного союза, автомобиль не выпустят. Отсюда вопрос: «Как быть тем, кто осуществляет международные перевозки?».
В этом случае допускается эксплуатация автотранспортного средства, оборудованного тахографом ЕСТР . Но у владельца должны быть все необходимые для осуществления международных перевозок допуски и лицензии. Если нет — ставьте прибор с блоком СКЗИ.
Права физических лиц опять ущемлены
Когда частное лицо, являясь владельцем грузового автомобиля, не использует его в коммерческих целях, за отсутствие тахографа его не накажут, если не будет доказано обратного. Этим пользуются недобросовестные автоперевозчики. Но речь идет как раз о тех, кто действительно желает исполнить нормы закона, но не может этого сделать. Рассмотрим несколько частных случаев.
Транспортное средство используется только в личных целях
Перевозка на собственном грузовом автомобиле личных вещей, строительных материалов на дачу, большой семьи к месту отдыха и прочие подобные перевозки коммерческими не являются. Но придется доказать это документально, например, оформленными на автовладельца чеками и накладными на приобретение стройматериалов.
Автомобиль взят на время у другого физического лица
И в этом случае тахограф не нужен. Но водителю рекомендуется запастись следующими документами:
- договором безвозмездной аренды ТС;
- накладными, подтверждающими, что груз принадлежит лично ему;
- доверенностью на управление автомобилем.
Физическое лицо оказывает организации услуги по транспортировке грузов
Частный автовладелец может заключить договор с организацией на перевозку грузов. В данном случае тахограф обязателен к установке, так как перевозка будет квалифицироваться как коммерческая. И сразу возникает проблема: активация СКЗИ производится только на ИП и юрлиц. Более того, активировать его можно один раз, так как память блока некорректируемая.
Следовательно, если в память навигационно-криптографического модуля вписать данные какой-либо организации, физическое лицо не сможет оказать услуги другой фирме — это будет считаться нарушением. Автовладельцу вместе со сменой компании, с которой он сотрудничал, придется сменить СКЗИ.
Физическое лицо является индивидуальным предпринимателем
Пожалуй, это единственный выход решить проблему с возможностью выполнять грузоперевозки по заказу сторонних организаций. СКЗИ активируется на ИП, и автовладелец на законных основаниях осуществляет коммерческие рейсы.
Регистрацию грузовых автомобилей на физических лиц собираются запретить
Из-за отсутствия в Приказе Минтранса положений об обязательной установке тахографа на автомобили, зарегистрированные на физических лиц, у частных перевозчиков появилась лазейка для злоупотреблений. И этот факт только подлил масла в огонь, заставив Кабмин начать обсуждение запрета регистрации грузовиков и автобусов на частников. Основные же предпосылки для принятия такого решения — это множественные ДТП с серьезными последствиями, участниками которых становятся тяжеловозы.
Владимир Фролов, член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской работы, надеется, что в Думе услышат пожелания исполнительной власти и внесут соответствующие поправки в законодательство. Тем более что Минтранс уже подготовил проект Федерального закона, статьи которого предусматривают дополнительные обязанности владельцев грузовых транспортных средств — юридических и физических лиц, эксплуатирующих автомобили как в коммерческих целях, так и для собственных нужд.