Требование обязательного наличия тахографа у водителей определенных видов машин стало неприятным сюрпризом для предпринимателей, бизнес которых связан с коммерческими перевозками в пределах России. Поэтому посвятим статью особенностям установки тахографа, и рассмотрим вопрос - возможно ли избежать его замены.
Тахограф относится к приборам контроля, способным фиксировать маршрут перемещения автомобиля, сведения о скорости, период эксплуатации автотранспорта и время простоя. Устройство представляет из себя комплекс из ряда модулей. Это само изделие, датчик, фиксирующий движение, антенна, захватывающая спутниковый сигнал, и навигационная карта водителя для тахографа.
ФЗ "О безопасности дорожного движения" принуждает всех частных предпринимателей и юрлиц устанавливать тахографы в автомобилях, осуществляющих грузоперевозки в коммерческих целях. В этом законодательном акте подробно расписаны категории транспорта, которые должны контролироваться обозначенным выше контрольным устройством. При этом отмечается, что к началу 2018 года старые образцы приборов ЕСТР, которые устанавливались до марта 2014 года, подлежат замене на новые модели.
Особенности установки тахографа
До 2013 года предприниматели, занимающиеся коммерческими перевозками, не знали, какой из двух видов тахографов выбрать для установки на коммерческий автомобиль - устройство международного образца ЕСТР или такой же прибор, но с вмонтированным блоком криптозащиты СКЗИ.
Указом Минтранса №273, изданным 21.08.2013 г., было определено четкое разграничение, какой вид тахографа должен устанавливаться на заданном транспорте.
Так, тахограф СКЗИ должен устанавливаться на коммерческом транспорте, маршруты которого ограничиваются рамками страны. А тахографы ЕСТР предназначаются для машин, выполняющих коммерческие рейсы по международным направлениям. При этом следует знать, что установка тахографа на грузовой автомобиль и остальные категории коммерческого грузового транспорта может производиться только спецсервисами, которые располагают соответствующей лицензией.
Основное требование к контролирующему прибору – это наличие у него сертификата о том, что он отвечает "Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств".
Можно ли не менять тахограф?
Нередко возникают ситуации, когда водитель грузовика кроме международных перевозок должен перевозить груз еще и по стране. При этом для каждой поездки требуется определенный вид тахографа. По этой причине у водителей часто возникает вопрос: "Можно ли не менять тахограф?".
Чтобы ответить на этот вопрос, следует снова обратиться к законодательной базе. ФЗ "О техническом регулировании" утвержден специальный регламент, где изложены требования к обязательным объектам техрегулирования. И тахограф относится к таким объектам, так как рассматривается, как элемент автотранспорта.
Одновременно с этим ФЗ "О техническом урегулировании" (ст.4, п. 3) утверждает, что все положения, принятые исполнительными структурами, могут иметь только рекомендательный характер. В такую категорию подпадают и приказы, изданные Минтрансом (в частности приказ №36, №273) с требованием об установке блока СКЗИ.
Таким образом, опираясь на положения федерального закона, можно сделать вывод, что "Технический регламент" не может требовать обязательного исполнения установки блока СКЗИ, так как Приказы Минтранса должны приниматься всего лишь, как рекомендации к действию. Отсюда, можно сделать вывод, что предприниматель вправе сам принимать решение, какой тахограф ему установить в машине. Следовательно, он может принять решение о том, чтобы вообще не менять его. Однако практика показывает, что нередко собственникам коммерческого транспорта приходится доказывать свою правоту в судебных инстанциях.
Все это говорит о том, что лучше выполнять требования федеральной исполнительной власти и установить в автомобиль требуемый аппарат. В случаях, если устройство устарело, его нужно срочно заменить на новую требуемую модель. Иначе возникнет риск штрафных санкций, которые могут быть применены в отношении водителя-нарушителя.